Несмотря на пандемию Сумской областной художественный музей реставрирует свое наследие
Выставка “Отреставрированные шедевры» в Сумском областном художественном музее им. Никанора Онацкого представляет отреставрированные за последние годы экспонаты различных фондовых групп и категорий сложности, которые охватывают период от XVII до начала ХХ веков.
Реставрация и консервация – составляющие процесса сохранения для потомков памятников материальной культуры человечества, что, в свою очередь, является главной функцией каждого музея.
Из истории музейного реставрации известно – первое обследование коллекции проведения в эвакуации выдающимся реставратором Третьяковской галереи С. Чураков еще в 1944 году в Новосибирске во время Второй мировой войны. Начиная с 1960-х годов отдельные полотна были восстановлены во Всесоюзном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (Москва).
Систематическая консервационно-реставрационная работа в заведении началась с 1980-х годов. Именно тогда в штатном расписании появились первые реставраторы из керамики и живописи (В. Шкарупа и И. Волчек). Часть крупных и поврежденных время икон восстанавливалась на кафедре реставрации в Киевском художественном институте (ныне – Киевская академия изобразительных искусств и архитектуры), а в музей по приглашению приезжали ведущие специалисты из Киевского научно-исследовательского центра – С. Кулаков, В. Цитович и А. Яценко, которые сделали обследование всей коллекции живописи, иконописи, графики. Тогда же проведены реставрационные работы больших живописных картин западноевропейского и отечественного искусства, находящихся в постоянной экспозиции: «Суд Париса» Л. Джордано, «Жертвоприношение Авраама» Ф. Солимено и «Нагорная проповедь» В. Маковского.
Новую выставку составляют произведения, возрожденные в Харьковском филиале Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, с которым музей активно сотрудничает. Представлено около пятидесяти образцов изобразительного (иконопись, живопись, скульптура) и декоративно-прикладного искусства (западноевропейский фарфор, украинский фаянс XVIII в., Украинское гутное стекло, уникальные французские гобелены, старшин вышивка, элементы женской одежды XVIII в., Происходящих из коллекции Оскара Хансена).
В музее работают реставраторы темперной и масляной живописи (П. Кишенюк), керамики и стекла (В. Ярмак), тканей (Н. Гудилко). Их профессиональная деятельность связана с возрождением украинской иконы ( «Богоматерь Печерская со св. Антонием, Феодосием и св. Великомученика Иоанна Воина и Варварой», Ахтырская икона Божией Матери и т.д.), западноевропейского фарфора, фаянса Киево-Межигорской фабрики, а также – полотенец.
Студентами Харьковской государственной академии дизайна и искусств восстановлено экспозиционный вид, проведения атрибуции украинских и русских икон XVIII – нач. ХХ в. ( «Благовещение», «Успения Божьей Матери», «Св. Евфимий Суздальский», Озерянский икона Божьей Матери, «св. Елена и Иоанн Креститель», Корсунская икона Божией Матери).
Несмотря на все проблемы, связанные с пандемией, музей хранит, реставрирует и изучает свое наследие.
- Нет 73%, 8 голосов8 голосов 73%8 голосов - 73% из всех голосов
- Да 18%, 2 голоса2 голоса 18%2 голоса - 18% из всех голосов
- Мне безралично 9%, 1 голос1 голос 9%1 голос - 9% из всех голосов