Сумской пианист Дмитрий Семикрас – о классической музыке, хобби и мечте
Дмитрий Семикрас стал лауреатом второй премии конкурса памяти Владимира Горовица. Этот конкурс для молодых пианистов – единственный в Украине, который входит в состав WFIMC – Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов.
В 12 лет Дмитрий уже мог заработать одну тысячу долларов своей игрой, а сейчас он один из лучших молодых пианистов страны, но до сих пор мечтает о новом рояль. О том, комфортно заниматься в Сумах классической музыкой и мешает этом захвата виндсерфингом, студент колледжа искусств и культуры Дмитрий Семикрас рассказал Сахара.
В сумских и не только новостях тебя вспоминают часто, и в основном это новости о твоих очередных победах и успехах на конкурсах?
Стараюсь.
Сейчас карантин, казалось бы, должно быть затишье, но в мае ты снова победил на конкурсе Odesa Music Olymp. И на этот раз это произошло уже дистанционно. Скажи, как тебе такой формат?
Вообще дистанционный формат конкурсов – интересная штука, просто она необычна. Но сказать, что он лучше или хуже «живой» формат я не могу. В традиционного конкурса есть плюс в том, что жюри непосредственно слушает человека, а лучшего аппарата, чем уши еще никто не придумал. Но с другой стороны – не все конкурсы мира происходят в Сумах. А это дорога, проживание, расходы – и с финансовой точки зрения, «дистанционные» конкурсы неплохой выход. Также у конкурсантов появляется больше шансов сыграть удачно, поэтому еще есть возможность записать несколько дублей и направить лучший. Лично я для последнего конкурса сделал около 40 или 50 дублей. Я более 6:00 просидел в филармонии и не хотел больше играть от усталости. А на сцене у тебя есть только один единственный шанс сыграть.
А нет риска, что кто-то запишет себя на видео за роялем, а в звуковую дорожку заменит чьим виртуозным исполнением произведения?
Нет, профессионалы сразу все просеку. Есть определенные требования к видеозаписи – нужно, чтобы было хорошо видно лицо, руки. Чтобы не было остановок, монтажа, чтобы запись не обработан.
Или все конкурсы сейчас так проходят?
Сейчас возможны два варианта. Некоторые организаторы перенесли даты проведения конкурсов на неопределенные сроки. И не очень много конкурсов происходят именно дистанционно. Сейчас качество записи все равно уступает живому исполнению перед жюри. Возможно, что через пять лет техника продвинется настолько, что конкурс онлайн будет обычным явлением. Но сейчас это еще не то. Эмоции также не те – а они для музыканта очень важны.
Среди всех конкурсов, в которых ты победил или был призером, главным был прошлогодний – памяти Владимира Горовица в Киеве, верно?
Так и есть.
С чем можно сравнить победу на этом конкурсе, чтобы непосвященный человек легче поняла ее значение? Это «Оскар» для пианиста, возможно?
Я бы сказал, что это примерно победа в «Голосе страны», если сравнивать с эстрадным пением, или «Х-фактор».
Кто-то из сумских пианистов достигал чего-то подобного на этом конкурсе?
Возможно участвовали, но лауреатов пока не было, кажется.
Оценили твою победу в Сумах?
Приветствовали преподаватели нашего музыкального колледжа, конечно. Но среди студентов или вообще людей я изменения в отношении к себе не заметил.
А нет ли у тебя привычки выигрывать, и поэтому ты ничего такого не заметил? Список побед у тебя уже значительный, не стало это уже рутиной?
По-настоящему радовался я победе только один раз – именно на конкурсе Горовица. Я ездил на него трижды. Первый раз еще в младшую группу на «Горовиц Дебют». Мне дали шестую премию, но это было немного не то, что я рассчитывал. Это дало мне повод больше над собой работать. Когда я был еще учеником музыкальной школы, была, конечно, детская радость от побед. Но со временем приходило осознание, что все это рабочие моменты. Поэтому победы две недели подряд я не отмечаю. После награждения в Киеве я на следующий же день в Сумах пошел на занятия в колледж, хотя кто-то на моем месте мог бы месяц «гудеть».
Бывало ли у тебя ощущение «звездности» и знаешь ли ты как с этим бороться?
Оно бывало в тот же 6-го места, о котором я упомянул. Ведь к нему все время было у меня только первое или второе. Тогда у меня начало появляться осознание, что в Украине, возможно, таких ребят, как я, не так и много. Но в мире – их сотни и тысячи. И конкуренция бешеная. Второе место на конкурсе Горовица для меня было очень приятной отличием, но нужно двигаться вперед.
Это в мире. А что в Сумах? Не приходят к тебе мысли, что если бы ты родился в более «пианистическом» городе, это бы больше способствовало твоему профессиональному развитию? Или здесь педагоги тоже неплохие?
Что касается педагогов – это правда. У меня они были и являются лучшими, это я точно могу сказать. Светлана Павловна Морозова – мой преподаватель фортепиано и Марина Петровна Коваль – преподаватель сольфеджио и гармонии. Я считаю, что они одни из самых в Украине. Поэтому, с точки зрения условий для меня город Сумы классное. Ритм жизни здесь идеальный. Ты не чувствуешь себя в далекой провинции, и в то же время это не мегаполис, где все происходит слишком быстро.
Но вопрос здесь не в том, где ты родился. Для меня очень показателен пример Дениса Мацуева, российского пианиста, родившегося в не очень пианистическом городе Иркутск. И благодаря своей работе дальше пошел вперед.
Орест Коваль, наш выдающийся земляк, при вручении тебе сумской премии «Культурный остров» в этом году назвал твой талант «планетарным», а также на сайте, что эту премию освещал, сказано о тебе «Ясно, что в Сумах он задержится ненадолго» . Скажи, кому это ясно и ты ли тоже?
Понятно, что я буду двигаться дальше. Но для меня важно не забывать свои корни, откуда я вышел. Конечно, приезжать в Сумы. Буду стараться достичь максимального результата в своей жизни, но я очень хотел бы поддерживать культурную жизнь нашего города, насколько это будет возможно. Я знаю, что сейчас многие из наших молодых музыкантов поехал за границу, там преуспел. А у себя в родном городе они устраивают фестивали, помогают культуре родного края. Я считаю, что это прекрасные примеры и так нужно делать.
Ты упоминал Дениса Мацуева. С этим пианистом связана твоя первая значительная премия, организатором которой он был. Тебе тогда было 12 лет, а премия Sberbank Debut составила одну тысячу долларов. Что ты с ними сделал?
Я, конечно же купил себе сразу хороший мобильный телефон. Сказал папе, что я хотел, я заработал деньги, поэтому пошел его купил.
Но после премии в интервью ты заявлял, что мечтаешь о рояль?
А я и сейчас о нем мечтаю. Но тысячи долларов в рояль немного маловато.
Сколько стоит такой рояль, о котором ты мечтаешь?
200000 долларов. Но, боюсь, эта мечта надолго будет со мной. Это даже не так мечта, а цель. Как для фотографа необходим хороший инструмент, так и для пианиста нужен свой инструмент хорошего качества для работы. Это необходимость.
Насколько финансовая составляющая музыкальных премий важна для тебя и для конкурсантов в целом?
Финансы важны, но нужно четко понимать для чего. В 12 лет мне хотелось телефон. Сейчас я понимаю, что мне нужны деньги для того, чтобы вложить их в мое будущее – развитие, перспективы. Приятно выиграть на конкурсе и получить условную тысячу гривен, но когда это все ради чего ты работал 4-5 месяцев, это совсем не то. Конкурсы в первую очередь важны не с точки зрения побед. Важные контакты, знакомства, связи, они помогают установить.
В жюри на серьезных конкурсах обычно сидят очень серьезные люди. Например, на конкурсе Горовица была представительница Королевского колледжа в Лондоне, были люди из других стран. Если ты заинтересуешь людей, ты сможешь получить приглашение на учебу, на мастер-классы, международные фестивали. А там ты можешь получить новые приглашения. Ты обрастаешь связями как паутиной.
Когда я ехал на конкурс в Киев, я не очень понимал, что меня ждет после него. Но это стало переломным моментом, кардинально изменил мою жизнь. Там я познакомился с двумя очень известными профессорами, которые фактически создали для меня все условия, чтобы двигаться дальше.
Твой педагог Светлана Павловна Морозова в комментарии после конкурса тебя много хвалила, но и сказала, что за одну вещь «ругает». А именно за то, что ты не можешь определиться, к чему больше лежит твоя душа – к классике или к джазу. Как сейчас с этим?
Уже определился, с этим все решено. Классика на первом месте.
А как она тебя ругала?
Понятно, что она как педагог хочет, чтобы я занимался чем-то другом, не терял концентрации. И это правильно. Джаз сейчас для меня – как кофе с корицей или шоколадом. Все прекрасно, когда ты можешь играть классику. Но чем шире твой кругозор, тем лучше ты будешь делать свое дело
Поэтому этот «десерт» в виде джаза для меня не лишним. Чем больше ты слушаешь разной музыки, читаешь, ходишь в галереи – тем лучше становишься как музыкант. Джаз – это один из тех направлений, которое очень сильно развивает слух, музыкальное мышление. Джаз дает мне новые возможности, в том числе и в классике. На конкурс Горовица я действительно колебался, но он круто изменил мою жизнь, теперь я понимаю, чего хочу.
Увлечение джазом совпало с подростковым возрастом у тебя. Нельзя сказать, что это была попытка определенного бунта против необходимости все учить и играть по нотам?
Что-то такое действительно было. И началось мое увлечение джазом благодаря еще одному педагогу в моей жизни – Сергей Зуев. Четыре года я ходил к нему на занятия по джазу. Абсолютно с нуля. Какие элементарные понятия об этом направлении я имел, но когда попал в Сергея Павловича, то понял, что это не пахан поле. Занятия по расписанию должно было продолжаться 45 минут, но мы могли проводить его и 2:00, и больше. Я отдыхал и получал от джаза настоящий кайф. Знаете, всю неделю школа, музыкалка, а потом – о, суббота, джаз! Это было настоящим праздником для меня.
Часто в интервью ты говоришь о том, музыкант обязан много читать для расширения кругозора. Какую последнюю книгу ты прочитал?
Станислав Лем, «Солярис».
После Горовица это была книга «451 градус по Фаренгейту». Итак, фантастика остается любимым жанром?
Я не могу сказать, что это сугубо фантастика. По сути это и философия и психология. Здесь тот же уровень глубины, и у Толстого или Достоевского, например. Так совпало, что книги, которые я читаю, относимые к фантастике. Я люблю книги, которые заставляют задумываться. Время приключенческого жанра для меня уже прошел.
С современной популярной музыки что-то слушаешь?
Вероятно меня осудит некоторые после того, что я скажу, но иногда – очень редко – я позволяю себе послушать рэп. Бывает такое настроение иногда – в тренажерном зале, например, или под дождем пройтись в наушниках.
Многие из сумских студентов-музыкантов создают свои коллективы, записываются. У тебя что-то такое было?
Группа у нас был, это было на втором курсе. Мы играли джаз и иногда эстраду. Но это затихло за того, что я начинал готовиться к конкурсу Горовица, и времени уже не было. А сейчас уже и не актуально это все. Мне сейчас действительно нужно развиваться. А когда определенный уровень будет, то почему и не попробовать поиграть в джаз-бэнде, например? Но это все на дальнюю перспективу.
Раньше ты говорил в интервью о том, что увлекаешься шахматами, футболом и виндсерфингом. Как сейчас с этим?
Здесь все без изменений. Единственное, что сейчас мало играю в футбол, а сезон виндсерфинга на Голубых озерах я еще не открыл.
А какие места, кроме этих озер, в Сумах тебя вдохновляют?
Я очень люблю Псел и еще очень люблю Низы, которые также обожал Чайковский. Люблю там бывать. Там лес как такой же, как и везде, но все равно другой. Также там есть наш любимый грибное место.
Не возникает там желание, как у Чайковского, что-то написать?
Композиторством, к сожалению, я совсем не занимаюсь. Это именно то, чем мне пришлось пожертвовать из-за нехватки времени. Чайковский писал музыку по расписанию, это была его работа, это был смысл его жизни. Желание свободы творчества, вероятно, привело меня к джазу и именно так я его мог частично реализовать. Но возвращаясь к теме, можно у нас удачно заниматься музыкой – пример Чайковского как раз и будет ответом!
- Нет 73%, 8 голосов8 голосов 73%8 голосов - 73% из всех голосов
- Да 18%, 2 голоса2 голоса 18%2 голоса - 18% из всех голосов
- Мне безралично 9%, 1 голос1 голос 9%1 голос - 9% из всех голосов